Съемник пружин (инструмент для сжатия) является незаменимым инструментом при ремонте деталей подвески автомобиля. Это оборудование должно быть в гаражной мастерской каждого механика-любителя. Он позволяет безопасно сжать пружину, чтобы снять ее с пружинной стойки типа MacPherson (названной в честь ее изобретателя) и заменить саму пружину, амортизатор или отремонтировать другие компоненты подвески. Этот тип колонки в настоящее время является наиболее распространенным решением, используемым на большинстве легковых автомобилей.
Пружины могут быть как независимыми элементами (например, в задней подвеске), так и интегрированными в амортизатор (стойки MacPherson), используемые на передних осях автомобилей. Эта колонка крепится к автомобилю в двух местах: вверху к чашке подвески и внизу к поворотному кулаку. Пружинная стойка является поворотным элементом (в ее конструкции есть подшипники), поэтому мы осуществляем кручение передних колес.
Замена пружины подвески не является сложным ремонтом. Однако следует помнить, что это опасная операция и не должна выполняться человеком, не имеющим большого опыта в автомеханике. Опасность заключается в том, что во время сжатия пружина накапливает очень большую энергию. При неконтролируемом высвобождении (при попытке сжать случайными инструментами или с помощью других «патентов») расширяющийся элемент может не только повредить используемые инструменты, но и, что самое главное, поразить неосторожного человека, выполняющего эту операцию, нанеся ему серьезную травму.
При выборе пружинного съемника важно проверить материал, из которого он изготовлен, и его рабочий диапазон (будет ли он охватывать и позволять тянуть пружину определенного размера). Типичный диаметр пружин составляет от 100 до 250 мм, а длина может варьироваться от 260 до 350 мм.
При выборе съемника для легкового автомобиля лучше всего остановить свой выбор на дисковой модели. Он гораздо более стабилен, чем ручные съемники с болтовым креплением. Этот тип инструмента должен иметь нескользящие накладки, прочную трапециевидную резьбу и взаимодействовать с ключом с трещоткой.
Важно, чтобы каждый механик-любитель перед первым использованием съемника прочитал инструкцию по эксплуатации и, по возможности, попросил помощи у человека с большим опытом в автомеханике.
Съемник пружин — это не дорогой инструмент. Базовые ручные модели (завинчивающиеся торцевым ключом) стоят до двадцати долларов. Профессиональный гидравлический или пневматический пружинный компрессор стоит около восьмидесяти долларов.
Почему изнашиваются пружины
В легковых автомобилях используются стальные спиральные пружины с фиксированным или переменным диаметром витков, или переменным шагом витков. Пружина подвески работает непрерывно, независимо от того, стоит ли автомобиль на месте или движется. Поэтому пробег автомобиля не имеет решающего значения, когда речь идет об износе этих компонентов. Основными причинами повреждения пружин являются коррозия (влага и соль пагубно влияют на этот стальной элемент), перегрузка автомобиля и частая езда по дорогам низкого качества. Такие условия приводят к ослаблению и последующему разрушению пружины, что в свою очередь проявляется в дребезжании и шуме при разгоне, торможении, поворотах, прокручивании колес и езде по неровностям. Излом пружины обычно происходит на последнем витке, поэтому многие автомобилисты долгое время не замечают эту неисправность.
Типы пружинных съемников
На рынке представлены различные типы пружинных съемников. В зависимости от наших потребностей и имеющегося бюджета, мы можем выбрать один из следующих инструментов:
Ручной съемник
Ручной съемник — самый простой и, как правило, самый дешевый инструмент, изготовленный из хром-ванадиевой стали и оснащенный двуплечими рукоятками. Он предназначен для любительского использования. В нем используется трапециевидный винт, который поворачивается вручную с помощью торцевого ключа.
Такой съемник состоит из двух отдельных компонентов, что позволяет равномерно сжимать пружину. Это требует от механика значительного усилия, инструмент менее устойчив, а срезание резьбы является распространенной проблемой. Съемники этого типа подходят для сжатия пружин мотоциклов и автомобилей.
Ручной съемник дисков
Ручной тарельчатый съемник более точный и стабильный инструмент, подходит для сжатия пружин в стойках MacPherson. Требуется физическая сила механика. Обычно продаются в удобных футлярах с двумя парами дисков разного размера.
Пневматический съемник дисков
Пневматический съемник дисков, используемый профессионально, позволяет быстро и безопасно сжимать пружины подвески без применения силы. Для оборудования необходим масляный компрессор или доступ к пневматической системе.
Гидравлический дисковый съемник
Гидравлический дисковый съемник также предназначен для профессионального использования. Это быстро и безопасно. Цилиндр гидравлического насоса приводится в действие с помощью ручного или ножного рычага.
Гидравлический/пневматический съемник дисков
Гидравлическо-пневматический съемник дисков представляет собой комбинацию двух описанных выше инструментов.
Пошаговая замена пружины амортизатора
При покупке нового комплекта пружин сообщите поставщику подробную информацию о своем автомобиле. Это позволит вам выбрать правильные детали. Параметры пружины зависят, в частности, от модели автомобиля, типа двигателя, варианта кузова и года выпуска.
Ниже приведены краткие инструкции по замене пружины подвески.
1. Поднимите автомобиль и снимите колесо. Установите автомобиль на подставку и опустите домкрат — он пригодится для дальнейшей работы (лучше всего для этого подходит домкрат типа «лягушка»).
2. Отсоедините датчик ABS и отсоедините тормозной трубопровод от кронштейна крепления колонки. Открутите нижние болты, крепящие колонку к поворотному кулаку, или слегка приподнимите подвеску домкратом, чтобы легче было открутить болты и отсоединить эти два компонента.
3. Открутите верхнее крепление стойки MacPherson и аккуратно снимите ее с автомобиля.
4. Установите талреп на пружину, стараясь надеть его на как можно большее количество витков.
5. Наденьте гаечный ключ на конец и, медленно поворачивая, сожмите пружину, следя за тем, чтобы ее витки тянулись равномерно. Сжимайте ее до тех пор, пока подшипник не ослабнет.
6. Открутите крепежную гайку и снимите неисправную пружину.
7. Разобрав колонну, проверьте состояние верхней подушки амортизатора, подшипника, крышки и буфера. При необходимости замените изношенные или поврежденные детали.
8. Соберите компоненты колонки таким же образом и установите их в автомобиль. Заменяйте пружины парами, так как в процессе эксплуатации они теряют жесткость. Замена только одной стороны приведет к наклону кузова, что отрицательно скажется на управляемости автомобиля.
9. После завершения ремонта отправляйтесь на диагностическую станцию и проведите проверку колес и, при необходимости, их выравнивание.